Разбежность показаний веса на соседних весах до 100 кг

К нам часто обращаются владельцы весов с вопросом, почему, несмотря на то, что весы только недавно калибровались, их показания с соседними весами (весами партнеров) не совпадают примерно на 100 кг. Такая ситуация приводит к возникновению взаимных претензий и недоверию своему весовому оборудованию. Давайте подробно рассмотрим, почему, во-первых, возникает такая ситуация, во-вторых, корректно ли говорить о расхождении показаний в таком случае, а самое главное, как предотвратить возникновение таких ситуаций.
Почему возникает ситуация расхождения веса на откалиброванных весах?
Давайте рассмотрим пример расчета пределов допустимой погрешности в эксплуатации для весов с максимальным пределом взвешивания 80 т и двумя диапазонами взвешивания на датчиках С3:
При массе взвешиваемого груза в диапазоне от 40 т до 60 т допустимая погрешность весов в эксплуатации равна ± 60 кг.
Что это должно означать?
Если размещенный на весоприемной платформе эталонный груз весит 55 тонн, а весы покажут значение от 54 940 до 55 060 кг – весы будут соответствовать заявленным требованиям точности.
То же самое происходит при взвешивании автомобиля на других весах. Тот же автомобиль массой 55 тонн может получить значение веса в диапазоне от 54 940 до 55 060 кг. А теперь представим, что на первых весах погрешность произошла в положительную сторону, а на вторых – в отрицательную, то разница в показаниях весов может составить даже больше, чем 100 кг.
Именно поэтому некорректно сравнивать показания весов между собой. И именно поэтому для калибровки весов выдвигаются соответствующие требования.
Согласно требованиям ДСТУ 7690: 2015 поверка и калибровка выполняется рабочими эталонами, которые имеют действующие свидетельства о поверке (государственную метрологическую аттестацию) и \ или действующие отпечатки поверочных клейм.
Какие существуют действенные способы избегания разбега между показаниями весов?
Надо понимать, что, если весы исправны, то во время калибровки специалист, который ее выполняет, пытается загнать погрешность на весах почти в ноль. Для этого он выбирает дискрет 1-2 кг и настраивает весы таким образом, чтобы показания находились в максимально узком диапазоне относительно веса эталона. Поэтому, даже для больших грузов погрешность на весах после калибровки должна быть в разы ниже допустимой погрешности в эксплуатации.
Однако во время эксплуатации эти характеристики постепенно увеличиваются и приближаются к допустимым погрешностям, которые прописаны в документации к весам. Именно поэтому периодическая поверка обязательно проводится раз в год, чтобы настроить весы под возможные изменения геометрии конструкции вследствие эксплуатации.
Мы советуем нашим клиентам, у которых на предприятии есть выраженная сезонность, непосредственно перед началом сезона проводить профилактическое сервисное обслуживание и калибровку весов одновременно. Таким образом возможно значительно сэкономить на возможных погрешностях при взвешивании. Относительно разногласий с партнерами – идеальным решением было бы перед началом взвешиваний калиброваться одновременно. Тогда, имея откалиброванные с дискретом в несколько килограмм весы на обоих предприятиях, проблема просто перестанет возникать.
