Цифровые или аналоговые?

При покупке автомобильных весов часто возникает вопрос, какие весоизмерительные датчики выбрать, цифровые или аналоговые? Давайте детально разберемся в отличиях между аналоговыми и цифровыми тензодатчиками.
- 1. Передача сигнала.
Сигнал от аналогового датчика переносит информацию в прибор, однако числовые значения возникают только после аналого- цифрового преобразования в приборе. Поэтому неинформативные искажения сигналов суммируются с ним и вносят погрешность в информацию , передаваемую с датчика (искажения могут быть низкочастотными – температурные, электростатика; или высокочастотными – электромагнитные шумы, импульсные помехи). Однако, при условии удаленности весового индикатора на расстояние до 200м, влиянием электромагнитных помех и температуры можно пренебречь. От цифрового датчика информация передается в импульсно закодированном виде (в виде двоичного кода). Все перечисленные выше факторы не искажают коды, а оказывают влияние только на устойчивость канала связи. Безусловно, устойчивость к помехам и защищенность от них у цифровых каналов намного выше, чем у аналоговых. Кроме того, поскольку аналоговый сигнал передается на прибор в виде напряжения, то воздействуя на него, становится возможным вносить изменения в показания весов. Конечно, при нормальной работе весов этого не случится, однако существует такое слабое место весов и, к сожалению, злоумышленники знают о нем и могут им воспользоваться: включив в линейную принципиальную схему резистор и управляя им с помощью реле, становится возможно управлять показаниями весов. С информацией о недавнем случае такого мошенничества можно ознакомиться здесь:
Поскольку в случае с цифровыми информация представлена в виде двоичного кода, то повлиять на нее таким или каким – либо другим способом невозможно .
- 2. Расстояние передачи данных от тензодатчика к весовому индикатору.
Без существенного ухудшения качества аналоговый сигнал может передаваться до 200 метров, цифровой – до 1000-1200 метров.
- 3. Необходимость калибровки после замены одного из датчиков.
Теоретически, при замене цифрового датчика, можно прописать определенные коэффициенты калибровки в весовом приборе. В таком случае работоспособность весов возобновится, и их показания будут стремиться к среднему классу точности. Однако вести коммерческую деятельность на таких весах без калибровки их эталонным весом противозаконно. При замене датчиков любого типа нужно обязательно приглашать государственного поверителя с образцовым грузом и осуществлять поверку весов (после чего в паспорт весов будут внесен новый номер датчика).
- 4. У каких датчиков выше точность?
Точность датчиков веса и весов в целом зависит от границ допускаемых абсолютных погрешностей измерения, выраженных через e – цену поверочного деления. Она не зависит от типа датчика (аналогового или цифрового). Класс точности датчиков ( по OIML: C 1, C 2, C 3, C 4, C 5) определяется уровнем разработки, а также метрологическими и технологическими возможностями производителя тензодатчиков . Таким образом, если цифровой и аналоговый датчики относятся к одному классу точности , то их точность одинакова.
- 5. Возможность получать информацию о взвешивании с каждого датчика в отдельности.
Поскольку информация с аналоговых датчиков оцифровывается только после суммирования в соединительной коробке, то получить цифровые данные от каждого датчика невозможно. В цифровых датчиках оцифровка сигнала происходит еще до выхода ее из него, то есть мы получаем данные от каждого конкретного узла. Возможность получать вес от каждого датчика может быть полезна для определения центра тяжести на весах, аналоговые датчики для таких целей не подойдут.
- 6. Цена.
Если сравнивать цену цифровых и аналоговых датчиков одного производителя, то аналоговые, конечно, будут дешевле.
- 7. Диагностика и самодиагностика датчиков.
В случае с цифровыми датчиками весовой прибор покажет, с каким именно из них проблемы, поскольку он постоянно опрашивает каждый датчик на работоспособность (самодиагностика). Для определения поломки аналогового датчика нужно отключать из соединительной коробки по одному датчику, либо отключить все и продиагностировать их по очереди. Таким образом, для покупателя автомобильных весов в пользу аналоговых датчиков будет говорить их цена, в то время как в пользу цифровых наиболее влияющими факторами могут оказаться:
- возможность определения не только общего веса, но и его распределения на платформе;
- возможность передачи информации на значительно большее расстояние;
- защита передаваемой информации от внешних воздействий, включая внесения изменений в электронную схему весов.
